Primary tabs
НИС «Профессор Гагаринский» (рейс № 79): исследования в Японском море и Татарском проливе
Северная часть Японского моря, Татарский пролив.
Условные обозначения
1 – профили геофизической съемки; 2 – комплексные океанологические станции и их номер; 3 – суточная станция; 4 – границы исследовательских полигонов.
На врезке: маршрут движения судна, положение полигона и региональные геофизические профили.
В составе экспедиции - геофизический и газогеохимический отряды, всего восемь сотрудников ТОИ ДВО РАН.
Группа управления:
- Валитов М.Г. – начальник экспедиции, к.г.-м.н., заведующий лабораторией гравиметрии ТОИ ДВО РАН
- Ли Н.С. – заместитель начальника экспедиции, ученый секретарь
Научный состав экспедиции участвовал в работе 2-х отрядов: Геофизический отряд
- Жуковин А.Ю. – нач. отряда
- Цовбун Н.М. – вед. инж.
Газогеохимический отряд
- Легкодимов А.А. – нач. отряда
- Югай И.Г. – вед. инж.
- Максеев Д.С. – ст. инж.
- Григоров Р.А. – ст. инж.
- Исследование условий и механизмов формирования Татарского пролива
- Определение восточной границы распространения Восточного Сихотэ-Алинского вулканического пояса под акваторию Японского моря и Татарского пролива
- Изучение корреляции распространения газо-флюидных потоков с сетью тектонических разломов в одном из сейсмоопасных районов о-ва Сахалин
- Исследование эмиссии метана в атмосферу с акватории Японского моря и Татарского пролива
- Изучение аномальных геофизических полей как основы для исследования глубинной структуры, характера тектонических деформаций фундамента.
- Изучение аномальных газогеохимических полей в донных отложениях и в водной толще районов исследования.
- Оценка потока парниковых газов (метан, углекислый газ, пары воды) и концентрации токсических веществ.
- Изучение литологического и химического состава донных отложений исследуемого района.
- Изучение химического состава органического вещества осадков.
- Исследование микробиологического окисления метана в донных отложениях.
20 мая 2022 г.
Сегодня отход. Очень волнительно. Хоть и предстоит по продолжительности небольшая экспедиция, но планы грандиозные: успеть покрыть сетью геофизических профилей оставшуюся (северную) часть Татарского пролива, отобрать донные пробы грунта и придонной воды, определить количество парниковых газов в приводной атмосфере… и главное - выжить!
Как обычно, отход был сначала назначен на 9 часов утра, однако в течение дня его сдвигали. То на 11:00, потом на 13:00, и уже ближе к полуденному выстрелу гарнизонной пушки окончательно утвердили на 17.00.
Наша маленькая группа из 8 человек собралась в назначенное время. Коллектив подобрался довольно опытный, все уже не раз бывали в морских экспедициях. Однако многие впервые вступили на борт этого небольшого судна. Состав наш разновозрастный, спектр опыта группы более 50 лет – от молодых ученых, аспирантов, до достопочтенных «аксакалов», повидавших немало океанов и континентов и не раз ступавших на экзотические острова тропических морей.
Сделали согласно древней морской традиции групповое фото. Но это никак не приблизило выход в море. Сначала его перенесли на два часа, потом еще на два, потом на безразмерное «очень скоро», «сегодня точно уйдем», «ждем лоцмана»… Научный состав обреченно ждал отхода, уже не надеясь выйти в море 20 мая. И только в 23:00 на борт был принят лоцман, убран трап и мощный буксир стал выталкивать НИС «Профессор Гагаринский» в первую и слегка внезапную экспедицию 2022 года. Почему внезапную? Если вернуться назад во времени, то полторы недели назад большинство из нас о ней даже и не предполагало. Все произошло стремительно.
Однако мы вместе, готовы к трудностям. Вперед!
21 мая 2022 г.
Привыкать к качке утомительно. Хочется лежать и ничего не делать. Но море не терпит праздности – нужно запускать в работу привезенное научное оборудование. Укрепить по-штормовому, настроить приборы, подписать тару, в которую будут собираться пробы. Начать разрабатывать план действий.
К полднику газогеохимический отряд преодолел все трудности и приступил к работе. Геофизики настроили оборудование. День пролетел незаметно.
22 мая 2022 г.
Утро 22 мая встретило нас мелкой моросью, но к обеду показались просветы, и погода наладилась. Мы вошли в разрешенную для работ акваторию. В час дня приступил к работе геофизический отряд. На первый спуск собрался весь коллектив геофизиков, и даже пес Серый принимал непосредственное участие в этом ответственном деле.
За борт был спущен магнитометр и включен гравиметр. Геофизическая съемка началась...
23–24 мая 2022 г.
Понедельник начался с сильной качки, которая была следствием проходящего по акватории циклона. Хотя волна была небольшая, судно ощутимо качало. Но коллектив стойко переносил тяготы морской экспедиционной жизни.
В эти дни туман окутал не только судно, но и стрелку часов. Дни прохода до полигона прошли в методичной работе. Все приборы работали исправно; мы привыкали к судну, знакомились с членами команды. Каждый постепенно входил в свой режим жизни и привыкал к новому распорядку. У всех были свои вахты и обязанности. У кого-то началась «ночная» жизнь, так как работа шла круглосуточно, и останавливаться было нельзя.
Но наши сердца завоевал пес Серый. В прошлом году двоих щенков в коробке принесли на судно. Кто-то бросил малышей (Серого и его сестру) на остановке. Видно было, что щенкам уже досталось от их еще маленькой жизни. Серый был без хвоста, а его сестра боялась подходить к людям. В итоге пес остался жить на судне и из уличного щенка превращается в настоящего «морского волка», а его сестру приютили неравнодушные люди к себе в дом.
25 мая 2022 г.
В 03:00 ночи мы подошли к запланированному полигону работ. Так как для отбора проб грунта и воды было слегка рановато, то, по утвержденному ранее плану, мы продолжили выполнять геофизическую съемку - перешли от проходного профиля к первому галсу на полигоне, намереваясь к утру его закончить и приступить к станциям.
Но, лишь слегка изменив курс с 008° на 300°, мы поставили борт судна под удар морской зыби. Волны были небольшие, но, ударяя в борт, они сильно раскачали «Профессор Гагаринский». Все незакрепленное имущество стало хаотично перемещаться по каютам, особенно когда судно попадало в резонанс и бортовая качка заметно возрастала. Через полчаса таких испытаний было принято решение изменить курс и идти галсами к намеченной цели, меняя направление движения с 320° на 280° и наоборот. При таком движении результаты гравиметрии обнулились, но и качка уменьшилась, а через некоторое время пропала и зыбь, что дало нам возможность вернуться на наш «генеральный» курс и продолжить съемку. К обеду мы закончили геофизические измерения и приступили к выполнению работы на станциях. Вообще НИС «Профессор Гагаринский» по замыслу проектировщиков не предназначался для выполнения геологических работ. Поэтому специального грузоподъемного оборудования, способного обеспечить спуск-подъем «серьезных» геологических пробоотборников, на нем нет.
Для решения поставленных задач мы использовали облегченный вариант гравитационной ударной трубки длиной 1.5 м и весом не более 80 кг. Для спуска трубки использовали электрическую лебедку правого борта и судовой кран, расположенный на левом борту. Традиционно, счётчик длины вытравленного троса на лебедке не работал, но глубины были небольшие, и момент касания трубки дна хорошо читался по характерному провисанию троса на участке «лебедка – блок».
Но если удар трубки о дно был обязательной частью пробоотбора и всячески приветствовался, то отбор проб придонной воды пластиковым батометром не предполагал подобной процедуры. Отсутствие вышеупомянутого датчика длины вытравленного троса сильно затрудняло определение момента прекращения спуска батометра. Выход нашелся очень просто: после того, как геологическая трубка касалась дна, трос выбирали до момента отрыва трубки, и на нем ставилась метка. Затем трубка поднималась на борт. Спуск батометра продолжался до тех пор, пока метка оставалась на барабане лебедки. После того, как трос с меткой выходил из барабана, спуск останавливался: считалось, что батометр достиг придонного слоя воды, и вдоль троса отправлялся триггерный груз, который захлопывал батометр.
Выполняя поочередно описанные выше манипуляции, в первый день работы на полигоне мы сделали шесть станций, причем две из них были вполне удачными – 37 и 87 см осадка.
В 10 часов вечера приступили к геофизической съемке, которую уже по традиции будем выполнять ночь – день – ночь.
26 мая 2022 г.
Весь день выполнялась геофизическая съемка. Будто гигантский портной, мы «зашивали» Татарский пролив нитками геофизических профилей, стягивая разошедшиеся в далеком прошлом две части континентальной окраины азиатского материка.
Всего в режиме «от берега до берега» было выполнено четыре профиля.
27 мая 2022 г.
Утром, точно в запланированное время, мы подошли к очередной геологической станции. Был оперативно поднят на борт датчик магнитометра, после чего судно легло в дрейф, готовое выполнять геологические работы.
Глубины были небольшие, технология работ была отлажена на первом геологическом этапе, поэтому работа проходила быстро и слаженно.
В этот день мы выполнили семь геологических станций. Однако не все они принесли нам грунт: наиболее продуктивными были станции ближе к о. Сахалин и в центральной части Татарского пролива. Ближе к Хабаровскому краю осадка было значительно меньше, а пара последних станций вообще не принесла грунта.
Традиционно активно нам помогает Серый, уже ставший неофициальным членом нашей научной группы. Этот день завершился началом очередного этапа геофизических работ.
28 мая 2022 г.
Ура! Сегодня середина рейса! «Перевал», как говорили немецкие коллеги, с которыми мы работали на этом судне более двадцати лет назад на проекте «KOMEX». Но погода не разделяет нашей радости: опять зыбь и ветер раскачивают наше судно. Вероятно, до нас добрался циклон, который активно поливал дождями г. Владивосток и все Приморье несколько дней назад. Надеемся, что он пройдет также стремительно, как и пришел, не оставив после себя больших волн, ведь на завтра запланированы геологические работы.
Из приятного нужно отметить периодически появляющуюся сотовую связь и интернет, местами даже высокоскоростной. Ведь мы работаем между двумя крупными поселениями: городом Александровск-Сахалинский на о. Сахалин и поселком Де-Кастри в Хабаровском крае. Мегабайты информации связывают нас с родственниками и друзьями, позволяя быть в курсе событий «на берегу» и рассказывать о нашей морской жизни. Так и хочется сказать: «Больше вышек сотовой связи, хороших и разных, по берегам морей и океанов!». Особенно ждем их появления на мысах Анива и Крильон, так как японская вышка связи, расположенная на о. Хоккайдо (мыс Соя), перехватывает связь и отправляет легкомысленного любителя «проверить связь» в международный роуминг, а поток смс типа «вам звонили» и многочисленные сообщения мессенджеров опускают баланс ниже нулевой отметки.
«Перевал» наступил вечером. Собрались в «большой» лаборатории, бывшей «Сейсмической и ВЦ». С приветственным словом выступил начальник экспедиции, поблагодарил и подбодрил участников научного рейса. Затем начальники отрядов кратко доложили о выполненных исследованиях, указали на проблемы и недочеты, отметили достижения. Потом обсудили планы на оставшуюся часть экспедиции. В заключительной части собрания «старшие товарищи» рассказывали молодежи о былых экспедициях, научных судах, которых нет уже в строю, отважных капитанах, дальних странах, тропических морях, экзотических островах. Море успокаивалось.
29 мая 2022 г.
На момент завтрака все шло по плану. Судно прибывало в конечную точку запланированных геофизических работ. Через полчаса газогеохимики и микробиолог готовились приступить к выполнению станций. Но что-то пошло не так: вместо уменьшения скорости до 5 узлов, что было необходимо для поднятия на борт датчиков магнитометра, судно дало задний ход (тревожная музыка, продолжение следует…).
Если бы такая неисправность приключилась с автомобилем, то это привело бы к заклиниванию ведущих колес и коробки передач, в результате чего автомобиль, в зависимости от скорости движения, потерял бы управление и перевернулся. У нас все обошлось более мягко: судно стало замедляться, а потом пошло задним ходом, подминая под себя датчик магнитометра. Датчик лег на дно, кабель-трос ушел под корму. Мы сообщили на мостик об этой серьёзной проблеме: была большая вероятность намотать кабель-трос на винт. В этом случае мы бы лишились магнитометра, а судно могло потерять ход и потребовалось бы вызывать водолазов, чтобы срезать остатки кабель-троса с гребного винта и вала. Чтобы избежать этого, капитан принял решение заглушить главный двигатель и встать на якорь. Как только стало понятно, что судно работает в нештатном режиме, мы начали поднимать датчик магнитометра на борт, наматывая кабель-трос на шпиль. Кабель-трос уходил вертикально вниз, а при глубине 40 метров это означало, что датчик лег на дно. Но глубина была некритичная; мы больше опасались, что датчик запутается в винте. Через несколько минут датчик подняли на борт. Внешне он был целым, только царапины на его поверхности говорили о том, что он волочился по дну. Начались долгие часы ожидания восстановления работоспособности судна.
Научный состав, чтобы не терять времени даром, сделал незапланированную газогеохимическую станцию: отобрали поверхность осадка и придонную воду. Но на этом ученые не остановились. Было решено протестировать биоразнообразие вод Александровского залива, где волею судьбы мы остановились на вынужденную стоянку. Начать решили с ихтиофауны. Процесс тестирования возглавил опытный специалист, не раз уже опробовавший заливы и бухты дальневосточных морей и некоторых океанов. Специальной снастью, изготовленной незадолго до этого, начали исследовать обитателей бентоса. Процесс пошел довольно успешно, и скоро к ученым присоединился экипаж. В результате были подробно изучены некоторые виды камбалы и несколько особей минтая. В непосредственной близости от судна всплыл молодой кит - значит, и с представителями морских млекопитающих в этой части Татарского пролива все хорошо.
Ремонт судна закончился ближе к «вечернему чаю». Первая станция располагалась в непосредственной близости от нашей стоянки, поэтому уже через полчаса она была выполнена. За ней последовали остальные станции. Погода благоприятствовала нам, позволяя обрабатывать трубки прямо на палубе (хотя других вариантов все равно не было). В результате мы отработали весь запланированный на этот рейс пробоотбор и в час ночи, усталые, разбрелись по каютам, оставив на сутки вахтить отряд геофизиков.
30 мая 2022 г.
Последняя станция была в непосредственной близости от поселка Хоэ, ставшего для нас крайней «точкой доступа» в интернет. В ближайшее время «выход на связь» не планировался. Судно, делая контрольные пересечения выполненных ранее галсов, уходит на юго-запад, к необжитым берегам Хабаровского края. На завтра запланирован пробоотбор.
31 мая 2022 г.
Утром мы проходили мимо скалистых берегов бухт Чапчаны, Сиземин и прочих, не поименованных на карте. На горах еще местами лежит снег. По расщелинам береговых скал спускаются к воде ледопады. Над водой стелется туман, скрывая часть берега. На берегу бухты Сиземин виднеется поселок, но сотовая связь здесь отсутствует. Мы приближались к первой точке проботбора. Скоро нужно было останавливать геофизику и поднимать датчик магнитометра на борт. За это время мы успели сходить к о. Сахалин и обратно и сделать секущий профиль для увязки ранее выполненной съемки 2020 года на НИС «Академик Опарин», 61 рейс.
К точке подошли в запланированное время, быстро подняли датчик магнитометра на борт. Первая трубка не принесла результата. Это стало уже традицией для континентального берега - наша трубка тут осадок не берет. Скорее всего, это связано с его структурой, в которой преобладает песок, легко вымывающийся при подъеме. Вторая трубка тоже нас не порадовала: осадка было минимальное количество. При подъёме третьей трубки мы увидели, как под напором оставшейся там воды из нее выпадает керн в момент отрыва забоя трубки от поверхности моря. Оказалось, что лепестки «тюльпанчика» изогнулись, потеряли жесткость и керн легко выпадает, не встречая сопротивления. Лепестки выровняли и усилили, обмотав тканью. Это позволили взять минимальное количество керна для анализа на газовую составляющую.
К середине дня были на середине Татарского пролива. Хоть погода была пасмурная, мы смогли разглядеть как островной, так и материковый берега. Минимальное расстояние между ним в этой части пролива составляет 100–110 км.
Заканчивали профиль пробоотбора и одновременно начинали геофизическое профилирование у мыса Китоуси, рядом с одноимённой горой. Гора очень живописная, имеет оригинальную форму, говорящую о ее вулканическом происхождении. Не удержавшись, мы сделали коллективную фотографию, но, к сожалению, не все в этот момент были на палубе…
Тогда же мы случайно узнали, что возвращение домой задерживается на два дня. Теперь наш приход в порт Владивосток запланирован на 07 июня. Не скажу, что эта новость обрадовала всех. В коллективе возникла напряженность. Большинству участникам экспедиции хотелось сообщить эту новость своим родным и близким лично. Сотовой связи в этом районе не было, а судовым спутниковым телефоном воспользоваться не разрешали из соображений экономии средств. Может когда-нибудь мы разоримся на собственный (институтский, экспедиционный) спутниковый телефон. Начальник экспедиции решил продлил геофизический профиль севернее и попытаться все же поймать связь, ведь далее наш путь лежал обратно к Приморью и не предполагал связи еще пару суток.
Первый населенный пункт, Пильво, не оправдал наших надежд. Он только подразнил нас надписью на телефонах «только экстренные вызовы», говорящей о том, что сотовая связь здесь есть, но нам ей не воспользоваться, скорее всего, по причине неудачного расположения вышки относительно прибрежного рельефа. Поселки Большаково и Лесогорск были более «дружелюбны» в этом плане. Сотовая связь была доступна нам, но интернет не работал или работал очень медленно. Время было уже позднее, и многие просто отправили текстовые сообщения, хотя некоторым удалось и переговорить.
Развернувшись на северо-запад, судно взяло курс на мыс Сюркум, где была запланирована суточная газогеохимическая станция.
01 июня 2022 г.
Утро первого летнего дня мы встретили на подходе к мысу Сюркум. Моросил мелкий дождь, на сопках лежал туман, скрывая берега. Подняли на борт магнитометр, встали на якорь. Начали отбирать пробы придонной и приповерхностной воды каждые два часа. Дополнительно отбирали пробы атмосферы и воздуха из приводного слоя.
Здесь довольно прохладно, на высоких сопках местами лежит снег и, хотя уже наступило календарное лето, создается ощущение ранней приморской весны.
Вечером к судну приплывал кит, а мимо прошла браконьерская лодка.
02 июня 2022 г.
6 утра… Вершины ближайших сопок покрылись плотным туманом, словно свежевыпавшим снежком. На море полный штиль, лишь вибрации судна создают мелкую рябь. На открытой палубе все покрыто конденсатом, сыро и прохладно. Хорошо, что мы сегодня уходим отсюда и будем продвигаться на юг, к дому с попутными геофизическими работами. Ну а пока идет отбор проб, работает «суточная станция». Команда рвалась в бой, первый раз стартанули в 08:00. Мы едва успели остановить судно и вернуть в точку - нужно было отобрать еще две пробы, чтобы завершить суточный цикл.
С места стоянки вышли в 10:30. Туман плотной пеленой покрывал берега, мы шли в «молоке». «Ёжик! Лошадка!» – вспоминались слова из детского мультфильма. Проходя мыс Сюркум, заметили только размытые очертания самого мыса и нескольких кекуров. В ясную погоду это был бы живописный пейзаж. Может, еще доведется побывать тут.
К вечернему чаю были уже на середине пролива. Хабаровский берег был плотно покрыт туманом, с сахалинской стороны видны были горы, среди которых сразу угадывалась уже знакомая нам Китоуси. Продолжается геофизическое профилирование.
03 июня 2022 г.
Утренний сон прервало пиликанье телефона. Поступали накопившиеся сообщения в Ватсапе. Связь! Приятно утром поболтать с родными – узнать новости, рассказать о своих. Хотя берега не видно, мы знаем, что приближаемся к Советской гавани, минуя поселки Датта и Ванино. Экспедиция стремительно подходит к концу. Осталось трое суток геофизических работ.
Газогеохимический отряд тоже продолжает работать. Полученный материал обрабатывается. Продолжается отбор проб в проточной системе. Потихоньку собираем вещи. На палубе помыли трубку и приготовили к погрузке.
К концу дня началась качка. Пологая зыбь монотонно раскачивала судно - вероятно, где-то в Японском море проходил шторм.
04 июня 2022 г.
Заканчивается проходной профиль, и мы приближаемся к последнему в этом рейсе полигону. Необходимо закрыть «дырку», образовавшуюся в экспедиции 81 рейса НИС «Академик Лаврентьев» по причине сложных метеоусловий и рыбацких сетей, установленных в этом районе. Надеемся, что в этот раз нам повезет. А пока по правому борту, за пеленой тумана остаются за кормой уже наши родные, приморские поселки: Светлая, Максимовка, Амгу, Великая Кема, Малая Кема. Мы идем за границей двенадцатимильной зоны, поэтому связи с берегом все еще нет.
В 17:40 подошли к последнему в этом рейсе полигону геофизических работ. Сменили курс на 320° и ощутили всю прелесть бортовой качки на морской зыби. Качало довольно прилично, приходилось прилагать усилия, чтобы не скользить на стуле по лаборатории. Предложили изменить курс, но капитан решил, что «мы не маленькие девочки, потерпим». При подходе к берегу качка уменьшается, появилась сотовая связь – рядом Терней. Впереди четыре профиля и переход, которые закончатся только завтра, во второй половине дня.
Качка не прекращается.
05 июня 2022 г.
Идут геофизические работы, отбирается вода из проточной системы, экспедиция движется к своему завершению. К качке уже привыкли, сотовая связь периодически появляется, жизнь идет своим чередом. Геофизический профиль заканчивается после «вечернего чая». Подготовились заранее, ждем команды с мостика о прохождении последней точки.
Через несколько минут такая команда поступила. Начали подъем датчика магнитометра. Этот подъём был заключительным, поэтому мы сначала вытравили за борт максимальное количество кабель-троса, после чего стали вытягивать его через шпиль и наматывать на катушку, где он и будет храниться. Помогали всей нашей дружной командой.
После завершения геофизических работ было принято решение зайти в залив Владимир и в бухте Южной выполнить полусуточную станцию мониторинга газовой составляющей подповерхностных вод. Это предложение все с радостью поддержали, так как порядком устали от постоянной качки.
Стали на якорь в бухте Южная в 19:00. Окружающие нас пейзажи были великолепны: хоть было пасмурно, мы оценили красоту местных сопок. Дополнительным бонусом было наличие сотовой связи и мобильного интернета. Было принято решение сделать общую рейсовую фотографию именно в этом месте.
Объявили по громкой связи о месте и времени фотографирования. К нашему удивлению, пришли не только «научники», но и значительная часть экипажа.
Вечером был проведен заключительный семинар по итогам экспедиции. С удовлетворением отметили, что, несмотря на небольшую численность научной группы, нам удалось сделать весьма приличный объем работ. Долго обсуждали варианты модернизации судна, чтобы работы на нем были еще эффективнее. Вспоминали ранние экспедиции конца 90-х годов, когда научные рейсы проходили редко, а «круизы» за японскими автомобилями выполнялись гораздо чаще. Не все суда пережили этот период. В очередном круизе сгорел «Морской геофизик», был продан «Вулканолог», находящийся в тот момент в очень хорошем техническом состоянии. Хорошо, что наше судно удалось сохранить в эти сложные для российской науки времена.
06 июня 2022 г.
Последний ходовой день экспедиции начался внезапно, хотя все ждали этого момента. В 09:00 прозвучала команда «Боцмана на бак!». Был поднят якорь и судно, заложив крутой вираж, взяло курс на открытое море. Но море в этот день было не в настроении и встретило нас ветром и большой зыбью, которая моментально раскачала судно до «неприятных» амплитуд. Полетели на пол незакрепленные предметы, поехали стулья, хоть были и без колесиков. Сильная качка продолжалась недолго: стоило выйти из залива и лечь на курс на Владивосток, изменился угол атаки и зыбь стала приходить под острым углом в левый борт, хоть и раскачивая судно, но с гораздо большим периодом, что переносилось горазд лучше бортовой качки.
Мы шли на небольшом удалении от берега. Один за другим оставались за кормой поселки: Ольга, Моряк-Рыболов, Валентин, Преображение. Под вечер показался маяк мыса Поворотного, значит, скоро Находка, а там уже и Владивосток не за горами. Вдоль берегов висела полоса тумана, значительно ухудшая видимость. Вероятно, в пределах мелководья происходила встреча влажного и холодного морского воздуха и теплого континентального. Сотовая связь была практически на всем протяжении пути, что, несомненно, радовало нас.
При подходе к мысу Поворотный мы остановили работу термосалинографа и отбор подповерхостной воды по причине большого антропогенного воздействия города и порта Находка. В частности, здесь был зафиксирован разлив нефтепродуктов - если такая вода попадет к нам на анализ, то она просто выведет из строя прибор. Потребуется долгий и дорогостоящий процесс калибровки. С остановкой термосалинографа завершилась научная работа в экспедиции, и только GPS продолжала ежесекундно фиксировать положение судна.
07 июня 2022 г.
Проснулись рано. Туман. Берегов не видно. Судно сбавило ход, чтобы встретиться с лоцманским катером точно в назначенное время.
Всегда окончание экспедиции воспринимается очень волнительно. Вроде обычное дело, завершен еще один рабочий момент. Но за время экспедиции группа сплачивается, образуется своя, рабочая атмосфера, которую невозможно создать на берегу.
Приближаемся к о. Скрыплёва. В шапке тумана стоит Русский мост. На горизонте показался лоцманский катер. Он ярким пятном выделялся на серой глади моря. Лихо обогнув судно, он пристал к правому борту, и лоцман зашел на борт. Пошли минуты обратного отчета. Пройден Русский мост, зашли в Золотой Рог, пройден Золотой мост. Уже виден наш причал с чернеющим там «Академиком Несмеяновым».
Серый на трапе.
Подошел буксир, стал заводить корму «Профессора Гагаринского» к причалу. Отдали якорь, завели швартовые концы на кнехты. Поставили трап. Пес Серый первым побежал по только что установленному трапу на берег. Все, рейс окончен. Но не для всех. Нужно выполнить суточные опорные измерения, а завтра нас ждет оперативная выгрузка научного оборудования.
***
Закончился рейс. Сейчас мы начнем обрабатывать наши полученные данные и писать научные статьи. Постепенно уйдет запах Гагаринского с одежды и предметов, перестанет «качать» на берегу, но в памяти останется эта небольшая экспедиция, как и другие, предыдущие.
В заключение хочется выразить благодарность экипажу НИС «Профессор Гагаринский» во главе с капитаном Олегом Николаевичем Угольниковым, благодаря которым наш рейс прошел гладко, без происшествий и потерь оборудования. Особая благодарность немногочисленной женской его части. Отдельно отметим повара Ольгу Александровну, которая нас баловала весь рейс разносолами и вкусной выпечкой. Также хочется отметить Андрея Юрцева - он всегда был рядом и оказывал помощь и поддержку при проведении любых видов работ и решении бытовых вопросов.
Особо хочется поблагодарить Черных Александра Александровича - нашего Сан Саныча, с которым мы уже не раз «бороздили моря». Являясь помощником капитана по научному оборудованию НИС «Академик Опарин», он по собственной инициативе установил проточную систему на НИС «Профессор Гагаринский» – приоритетный инструмент исследования в нашей экспедиции, а также восстановил работу кондиционера в гравиметрической лаборатории, обеспечив его стабильную работу.
Мир знаний так глубок и многолик,
Что лишь усидчивый познает весь их лик,
И лишь упорный в них отыщет тропы знанья,
Зовут что технологией познанья!
Познать мир знаний – всех миров мечта!
Но в каждом знаньи – горы и моря
Великих и сверхмалых приключений,
Как в древе мудрости – чудесных изречений!
Но познавать мир знаний – увлеченье!
Лишь только знай: мир этот, как теченье:
Кто изучил его – в морей мир выплывает!
А кто за скалы зацепился – подсыхает.
Велик мир знаний, словно ширь морская,
Где волны – ум, а горизонт – без края.
(Юсуф Баласагуни, XI век,
двустишие из поэмы «Наука быть счастливым»)